Магадан

В первых числах июня 1966 года, когда в Москве бушевало лето, самолёт взял курс на Магадан. Пассажиров в самолёте летело человек пять, салон был почти пуст – удалось даже поспать в полный рост. Запомнилось, что билет стоил 157 рублей, а стюардессы были милы и внимательны. Потом в тайге, в ночёвках на снегу, вспоминались сладкий сон в тепле на высоте десяти тысяч метров, вкусная еда, чуткость и доброта симпатичных девушек.

Восход солнца и начало полярного дня пришлись на глубокую ночь уже за Уралом. В Магадане, как рассказали мне позже, солнце встаёт на два часа раньше, чем в Японии – «стране Восходящего Солнца».

После беспосадочного полёта наш самолёт приземлился среди сопок на старом магаданском аэродроме в 56 километрах от города. Позже, говорят, трассу спрямили, и аэропорт Палатка стал ближе. Дорога из аэропорта в город идёт по Колымскому тракту, который плавно переходит в свой исток, проспект Ленина. Вероятно, из-за того, что город проектировали, в основном, ленинградцы, в плане Магадан похож на Ленинград – явно проглядывается чёткость параллельных улиц.

Время было отпускное, самолёты из Магадана были набиты людьми под завязку. Народ с детишками валом валил на материк, чтобы насытиться дефицитными на северах витаминами. Живущие в тех краях люди, при склонении во множественном числе слова «север» делают ударение на образующийся последний слог.

Часть страны, находящаяся вне Магаданской области, называется «материком». Это связано с суровостью климата, из-за которого завоз грузов, и продуктов в их числе, в основном, осуществлялся туда водным путём, и этот короткий сезон ограничивался летними месяцами. Такая оторванность из-за специфики природных условий ассоциировалась с проживанием на острове. Поэтому на северо-востоке при разговоре об остальной стране широко распространено выражение «материк», «на материке»…

Известно старое правило: чтобы лучше узнать незнакомый город, надо по нему ходить только пешком и обязательно посетить местный музей и базар.

В Краеведческом музее Магадана были представлены геологические, археологические и этнографические экспонаты, коллекция нумизматики, много интересных картин и поделок из кости и из дерева.

Первые походы русских казаков в Колымский край были ещё в XVIII веке. Название города произошло от эвенкийского слова «монгодан», что означает «морские наносы», которые, по преданию, свирепый тайфун нагнал морскими волнами в прибрежные сопки. А слово «Колыма» (по-эвенкийски «голомо») переводится как жилище из брёвен в виде конуса. Вероятно, из-за того, что аборигены селились вдоль берегов, река была для них домом. За неимением другого объяснения происхождения этого названия приходилось принимать такую версию.

Длина Колымы – главной полноводной реки Северо-Востока, впадающей в Восточно-Сибирское море, от истоков Кулу и Аян-Юрях (в ту сторону мне предстояло лететь) около 2600 км. По Магаданской области Колыма течёт по таёжной зоне лиственных лесов.

Весной полярная ночь сменяется полярным днём. Солнце, казалось, замерло на небосводе – с вечера до утра – сплошной день. С непривычки это весьма необычно – как это ложиться спать, когда на дворе светлым-светло? Но, оказывается, можно – окна, как правило, закрывают тяжёлыми плотными шторами и таким способом имитируют ночную темноту.

День был не базарный, ветер гонял пыль вдоль пустых деревянных столов-прилавков. С краю тётки продавали мелкую, как горох, молодую картошку по два рубля с полтиной за маленькую (на одну пригоршню) мисочку. Батон белого хлеба в то время стоил тринадцать копеек.

Проспект Ленина переходит в Нагаевскую улицу, которая ведёт к Охотскому морю, к бухте Нагаева. В свинцово-синей морской воде плавали огромные белые льдины и рыбацкие лодки. Из-за того, что Магаданский порт – единственный незамерзающий порт на севере Дальнего Востока, в бухте Нагаева любители острых ощущений зимой «моржуют», а летом загорают на местном пляже. Рыбаки круглый год ловят здесь крабов, навагу, корюшку и прочих ершей.

Выбор места для порта состоялся 13 октября 1928 года, когда Ольский райисполком принял решение о постройке в бухте Нагаево Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы. Эта база должна была обслуживать кочевое и оседлое местное население Охотского побережья, а также содействовать культурно-хозяйственному развитию тунгусов и орочей и более глубокому изучению района. Местом расположения Восточно-Эвенской культбазы была избрана бухта Нагаева.

Геолог Цареградский[i], сподвижник Юрия Александровича Билибина, так вспоминал о выборе места расположения культбазы: «Осенью 1929 года я после одного из длительных путешествий по краю прибыл в Олу. Здесь меня встретили представители Комитета Севера, объезжавшие побережье в поисках подходящих мест, где бы можно было построить культбазу для местного населения. Они просили указать бухту, на берегу которой удобнее воздвигнуть культбазу для орочей. Поразмыслив, я назвал бухту Нагаева. По моим наблюдениям, она обладала рядом ценных преимуществ. Хорошо закрытая, глубокая бухта, лучшая по лоциям Охотского побережья, она давала возможность принимать и быстро разгружать пароходы. Спокойная гладь, близость свежей воды, живописная местность, удобное место для посёлка – всё это отличало Нагаево. Однако главное, что меня побудило усиленно рекомендовать это место Комитету Севера, – это уже сложившаяся к тому времени твёрдая уверенность в богатствах края. Бухта Нагаева казалась мне именно тем местом, откуда в глубь края пойдет на сотни километров конная дорога»[ii].

В первых числах июля 1930 года в Нагаево прибыла партия «Союззолото», которая образовала Колымское главное приисковое управление. Нагаевская культбаза была первым населённым пунктом на берегу бухты Нагаева – прямым предшественником города Магадана и на первых порах являлась базой для многочисленных исследовательских экспедиций.

Сюда, к причалам бухты, в тридцатых годах прошлого века прибывали транспорты с техникой и рабочей силой из Владивостока и Находки. Строительство города, тогда посёлка, началось в тридцатых годах силами доставляемых через Владивосток морем заключённых. Как пелось в знаменитой песне:

От качки стонали зека,

Ревела волна штормовая,

Вставал впереди Магадан –

Столица Колымского края…

Это действительно столица огромного края. Временем основания Магадана считается 1939 год. В 1966 году в нём жило около 80 тысяч человек, треть населения всей области, которая включала в себя Чукотский автономный округ и омывалась Северным Ледовитым и Тихим океанами, а также Охотским морем.

В середине шестидесятых в городе работали заводы, которые производили и ремонтировали горное оборудование и морские суда, потому что основной «хлеб» края – это золото и рыба.


[i] Цареградский В.А. (1902-1990). Геолог, участник Первой геологоразведочной экспедиции на Колыму, которую возглавлял его однокашник Билибин. Начальник Геолого-разведывательного управления и заместитель начальника Главного управления строительства на Дальнем Севере НКВД СССР (Дальстроя), генерал-майор инженерно-технической службы (1945), Герой Социалистического Труда (1944), Лауреат Сталинской премии (1946). Ссылка.

[ii] Цитирую: по Чуксина Е. Краеведческие записки. Магадан, 2007. Ссылка.